Page tree
Skip to end of metadata
Go to start of metadata

Общая информация

Чтобы получить доступ к порталу Госуслуги необходимо наличие подтвержденной учетной записи физического лица.

Войти в свою учетную запись можно по электронной подписи. Такой способ является самым безопасным.

Электронная подпись (ЭП)  —  это средство для защиты конфиденциальности и целостности электронных документов (файлов). С помощью нее можно подписывать юридически значимые документы и осуществлять электронный документооборот.

ЭП выполняет две основные функции:

  • подтверждает, что документ подписал именно владелец подписи;
  • фиксирует текущее состояние документа — после создания и подписания изменения уже невозможны.
Подделать ЭП нельзя. В ее основе заложены криптографические технологии, которые не поддаются взлому.

В электронном документообороте применяется два вида ЭП:

  • простая;
  • усиленная (может быть квалифицированной или неквалифицированной).

На портал Госуслуги можно войти при помощи простой или квалифицированной ЭП. Но только квалифицированная ЭП позволяет пользоваться всеми сервисами портала.

Простой ЭП является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Квалифицированная ЭП имеет юридическую значимость, она равнозначна собственноручной подписи.

Квалифицированную ЭП можно получить только в аккредитованных удостоверяющих центрах (УЦ).

Почему безопаснее всего хранить ЭП на Рутокене?

  • он защищен PIN-кодом;
  • количество попыток ввода PIN-кода ограничено;
  • без знания PIN-кода любые действия с ЭП невозможны;
  • вы можете подписывать документ на любом компьютере и это будет безопасно.

Рутокен — это криптографическое устройство, предназначенное для безопасного хранения ЭП.

Важная информация

Нельзя передавать ЭП другим людям.

Нельзя хранить ЭП в открытом доступе.

Если злоумышленник украл вашу ЭП, то нужно сразу обратиться в УЦ и отозвать ее.


Важная информация

При первом использовании Рутокена PIN-код необходимо изменить.

Смена PIN-кода

Для Рутокена задан PIN-код, его необходимо ввести в процессе подписания документа или файла.

По умолчанию его значение  12345678.

Перед запуском процесса смены PIN-кода Рутокена установите библиотеку PKCS#11 и определите путь до библиотеки librtpkcs11ecp.so.

Для того чтобы загрузить библиотеку PKCS#11:

  1. Определите разрядность используемой системы:

    uname -p

    Если в результате выполнения команды отобразилась строка подобная "i686", то система является 32-разрядной

    Если в результате выполнения команды отобразилась строка подобная "x86_64", то система является 64-разрядной.

  2. Перейдите по указанной ссылке, выберите необходимую версию, загрузите и установите ее:
    https://www.rutoken.ru/support/download/pkcs/


Для того чтобы определить путь до библиотеки librtpkcs11ecp.so введите команду:

find  /usr/*(lib|lib64) -name librtpkcs11ecp.so

Для изменения PIN-кода подключите Рутокен и введите команду:

pkcs11-tool --module {A} --login --pin {B} --change-pin --new-pin {C}

A — путь до библиотеки librtpkcs11ecp.so.

B  текущий PIN-код устройства.

C — новый PIN-код устройства.

В результате PIN-код устройства будет изменен.

После этого определите название модели Рутокена.

Определение названия модели Рутокена

Первым делом подключите USB-токен к компьютеру.

Для определения названия модели USB-токена откройте Терминал и введите команду:

lsusb 

В результате в окне Терминала отобразится название модели USB-токена:

 

Примечание: В более ранних версиях операционных систем на экране может отобразиться строка —  ID 0a89:0030. Это тоже означает, что название модели подключенного USB-токена — Рутокен ЭЦП. 

Если модель вашего устройства Рутокен ЭЦП 2.0, то перейдите к процедуре определение типа сертификата.

Если модель вашего устройства Рутокен Lite или Рутокен S, то перейдите к процедуре установка КриптоПро CSP и добавление сертификата в хранилище Личное. После установки КриптоПро CSP перейдите к процедуре вход на портал Госуслуги.

Определение типа сертификата

Для определения типа сертификата необходимо выполнить следующие шаги:

Шаг 1. Загрузите Рутокен Плагин

Чтобы загрузить Рутокен Плагин:

  1. Перейдите по ссылке: 

    https://www.rutoken.ru/support/download/rutoken-plugin/   

  2. На открывшейся странице перейдите в раздел Пользователям GNU/Linux и щелкните по необходимой ссылке.
  3. Дождитесь окончания процесса загрузки и найдите этот файл на компьютере.
    Пример названия файла для 64-разрядной версии Ubuntu: libnpRutokenPlugin_4.5.0-1_amd64.deb
Шаг 2. Установите Рутокен Плагин

Чтобы установить Рутокен Плагин:

  1. Откройте Терминал.
  2. Для перехода в папку с загруженным файлом введите команду:
    $ cd Downloads
  3. Нажмите Enter.

  4. Чтобы запустить процесс установки введите команду:
    $ sudo dpkg -i [название файла]
    Пример команды для 64-разрядной версии Ubuntu:
    $ sudo dpkg -i libnpRutokenPlugin_4.5.0-1_amd64.deb
  5. Нажмите на клавишу Enter. В результате плагин будет установлен.
Шаг 3. Установите в браузере Адаптер Рутокен Плагин

Чтобы установить в браузере Адаптер Рутокен Плагин:

  1. Перейдите на сайт: https://ra.rutoken.ru/. Откроется страница с перечнем необходимых для работы с Рутокенами настроек браузера:
  2. Перейдите по специальной ссылке.
  3. Нажмите Добавить в Firefox.

  4. Нажмите Добавить (Add)

  5. Нажмите Ок, понятно (Okay, Got It). В результате Адаптер Рутокен Плагин будет установлен.

  6. Обновите страницу сайты: https://ra.rutoken.ru/. Откроется страница, на которой отобразится подключенный Рутокен.
  7. Если подключено несколько устройств Рутокен, щелкните по значку необходимого Рутокена. 
  8. Введите его PIN-код и нажмите Войти
  9. Если в разделе Сертификаты и ключи отобразился сертификат, то его тип PKCS#11 или Рутокен Плагин. И после этой процедуры можно сразу перейти к процедуре входа на портал Госуслуги.

  10. Если в разделе Сертификаты и ключи сертификат не отобразился, то его тип — КриптоПро, а для работы с такими сертификатом в системе необходимо установить КриптоПро CSP. После этого можно будет осуществить вход на портал Госуслуги.

Вход на портал Госуслуги

  1. Перейдите на сайт портала:
    https://www.gosuslugi.ru/
  2. На главной странице портала щелкните по ссылке Личный кабинет.
  3. На странице для входа в личный кабинет щелкните по ссылке Вход с помощью электронной подписи.
  4. Если Рутокен не подключен к компьютеру, то подключите его и нажмите Готово.
  5. Если в браузере отобразилось окно Ошибка: не установлен Плагин, то перейдите к процедуре дополнительные настройки для работы с ЭП.
  6. Если в браузере отобразилось окно для выбора сертификата ключа проверки ЭП, то щелкните по необходимому сертификату.
  7. Введите PIN-код устройства и нажмите Продолжить
  8. Если в браузере отобразилось окно с сообщением о том, что вход с помощью ЭП отключен, то перейдите к процедуре настройка учетной записи.
  9. Если в браузере отобразилась главная страница портала Госуслуги, то значит все настроено и вы можете продолжить работу с его сервисами.

Дополнительные настройки для работы с ЭП

Если при переходе в личный кабинет в браузере отобразилось следующее сообщение:

То необходимо установить плагин для работы с ЭП.

  1. Щелкните по ссылке Plugin для работы с электронной подписью.
  2. Дождитесь окончания процесса загрузки. 
  3. Откройте Терминал.
  4. Для перехода в папку с загруженным файлом введите команду:
    $ cd Downloads
  5. Нажмите Enter.

  6. Чтобы запустить процесс установки введите команду:
    $ sudo dpkg -i [название файла]
    Пример команды для 64-разрядной версии Ubuntu:
    $ sudo dpkg -i IFCPlugin-x86_64.deb
  7. Нажмите на клавишу Enter. В результате плагин будет установлен.
  8. В настройках браузера откройте Расширения.
  9. Найдите строку Расширение для плагина Госуслуги и установите переключатель в положение Включено.

    Расширение включено:
  10. Вернитесь к процедуре Вход на портал Госуслуги.

Настройка учетной записи

Если при входе в личный кабинет отобразилось сообщение:

То необходимо настроить учетную запись.

  1. Нажмите Перейти к настройкам.
  2. Выберите пункт Включить вход с помощью электронной подписи.
  3. Введите пароль от своего личного кабинета.
  4. Нажмите Включить. В результате вход по ЭП будет включен.
  5. Вернитесь к процедуре вход на портал Госуслуги.
  • No labels